УДК 78.071.1
DOI: 10.36871/hon.202303036
Авторы
Галина Викторовна Заднепровская,
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена творчеству Ираиды Юсуповой — яркой представительнице современного отечественного музыкального искусства, создавшей новый жанр — медиа-оперу. Композиторское мышление Юсуповой отражает эстетику концептуализма, точнее, по определению композитора В. Мартынова, Московского музыкального постконцептуализма, и именно данный «эстетический» ракурс рассмотрения сочинений Юсуповой избран в настоящем исследовании. В статье раскрыты теоретические аспекты эстетики концептуализма в трудах по философии и их экстраполяция в область музыкального искусства. В процессе рассмотрения медиа-опер Юсуповой («Аэлита, или Трагическая история революции на Марсе»; «Опера-Марина»; «Криптофоника»; «Последняя тайна Термена»; «Эйнштейн и Маргарита, или Обретенное в переводе») продемонстрированы принципы концептуализма, такие как доминирование идеи-концепта, подчиняющей себе все сочинение; создание многослойного («полиэкранного», по выражению философа А. Р. Апресяна) пространства произведения; ясная идея синтеза искусств; применение излюбленных и типичных форм концептуализма (перформанс, видеоинсталляция, интерактивные куклы, титры синхронного перевода и др.). Показана роль выдающегося поэта и перформера Д. А. Пригова, стоявшего у истоков Московского концептуализма, в поиске и воплощении концептуальных замыслов в медиа-операх Юсуповой. В заключение делается вывод об особом свойстве сочинений композитора, исходящих из эстетики концептуализма: «открытости» концептуального произведения, которое в процессе «общения» со зрителем прирастает новыми смыслами, совершенствуется, зритель же превращается в соавтора.
Ключевые слова
современная отечественная опера, медиа-арт, московский музыкальный концептуализм, Ираида Юсупова, Дмитрий Пригов, медиа-опера «Эйнштейн и Маргарита, или Обретенное в переводе»