УДК 78.071.1
DOI: 10.36871/hon.202303059
Авторы
Ирина Анатольевна Кайнова,
Российская академия музыки имени Гнесиных, 121069, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена анализу симфонической Поэмы о вечной любви «Петр и Феврония» современного отечественного композитора Виктора Ульянича, который относится к числу немногочисленных авторов, обращающихся в своем творчестве к агиографической литературе. Понимание категории любви, пропущенной через христианское миросозерцание, восприятие ее не как игры страстей, но как чувства, имеющего Божественное происхождение, и определило обращение композитора к житию. Однако само музыкальное произведение не является иллюстрацией жития, оно лишь в обобщенном виде демонстрирует картину вечного противостояния небесного и земного, Любви и Вражды. Поэма характеризуется образной концентрированностью, достаточной плотностью музыкального материала, необычной формой, выстроенной по системе точек золотого сечения, а также оригинального для музыкального произведения принципа, основанного на принципах кинематографического монтажа как последовательного чередования кадров. Тематический материал Поэмы построен на пяти основных элементах, которые непрерывно видоизменяются. В зависимости от контекста они могут формировать различные, в том числе и противоположные образные начала. В статье выявлены особенности построения формы, темброво-оркестровой драматургии, а также духовно-эстетической связи музыкального произведения с литературным первоисточником.
Ключевые слова
композитор Виктор Ульянич, Поэма о вечной любви, оркестровая драматургия, величание, святые Петр и Феврония