УДК 7.034.5
DOI: 10.36871/ hon.202303074

Авторы

Екатерина Сергеевна Новикова,
Российский государственный гуманитарный университет, 125047, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Начиная со второй половины XVI века, количество женщин-художниц и скульпторов постепенно увеличивалось. Их творчество имело исключительное значение уже в силу того, что оно впервые претендовало на успех в своей области, где до этого слава предназначалась исключительно мужчинам. Автопортреты в XVI веке стали чрезвычайно популярным видом художественного творчества среди живописцев, в том числе женщин. В целом практика выставления художниками подписи на картинах не выходила за рамки итальянских традиций. Однако можно предположить, что засвидетельствование своей работы стало важным моментом для женщин того времени, когда все еще был популярен миф, что творить может только мужчина. Автопортреты занимают различное место в творчестве художниц: С. Ангвиссола написала более десятка автопортретов, Л. Фонтана — лишь один. Однако разнообразие портретных образов не отменяет наличия в них общих черт, характерных для работ всех художниц. Цель исследования — определение формальных критериев применительно к итальянским женским автопортретам XVI века. Выявленные критерии позволяют понять, насколько женские автопортреты соответствуют традициям женской портретной живописи своего времени.

Ключевые слова

автопортрет XVI века, женский образ, Софонисба Ангвиссола, Лавиния Фонтана, Барбара Лонги, Мариэтта Робусти, Феде Галиция, ренессанс, Италия