УДК 78.071.1
DOI: 10.36871/hon.202303083

Авторы

Ван Цзин,
Российская государственная специализированная академия искусств, 121165, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена истории становления жанра фортепианного концерта в музыкальном искусстве Китая. В связи с поздним освоением фортепиано — инструмента, инородного для культуры Поднебесной, все стадии овладения им и постижения его специфики китайскими музыкантами «уложились» в промежуток чуть более ста лет. Несмотря на то, что фортепианный концерт попал в поле зрения китайских авторов значительно позднее, чем другие европейские жанры, тем не менее он оказался весьма созвучным их менталитету. В работе выстроена хронология постепенного утверждения фортепианного концерта в музыкальной культуре Китая через «внедрение» в репертуар в начале XX века классических образцов жанра, созданных европейскими композиторами, до его освоения сначала А. Авшаломовым, композитором российского происхождения, а затем и китайскими музыкантами Цзян Вэнье и Чжан Сяоху. В статье на основе исследований музыковедов Го Хао и Ву Цзяцзюня определена периодизация становления фортепианного концерта в Китае и отмечены характерные тенденции в творчестве китайских композиторов при подходе к трактовке этого жанра и особого отношения к программе. В работе выявляются константные черты классического фортепианного концерта, освоенные китайскими композиторами, и то новое, что они привнесли в этот жанр в процессе его адаптации на почве национальной музыкальной традиции.

Ключевые слова

фортепианный концерт, А. Авшаломов, Дин Шандэ, Шанхайский муниципальный оркестр, Цзян Вэнье, Чжан Сяоху, концерт «Река Хуанхэ», Инь Ченцзун, программность