УДК 786
DOI: 10.36871/hon.202304006

Авторы

Нинэль Федоровна Гарипова,
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, 450007, Республика Башкортостан, Уфа

Аннотация

Статья посвящена одному из существенных вопросов фортепианной педагогики — постижению смысла музыкального произведения. Значительный вклад в решение этой проблемы внесла методология семантического анализа содержания музыкального произведения, разработанная в лаборатории музыкальной семантики Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова. Важным этапом в работе педагогов стало овладение основами практической семантики, а также апробирование ее положений и технологических приемов непосредственно на музыкальном произведении. Выявленные в результате исследования кочующие из текста в текст интонационные формулы имели большое значение в процессе анализа музыкального тематизма произведения и предоставили педагогам-практикам ключ к расшифровке содержания. Для изучения семантики сочинений башкирских композиторов названная методика оказалась весьма эффективной. Интонационная лексика башкирского фольклора как интуитивно, так и сознательно использовалась композиторами республики для создания своего национального стиля. На примере сочинений башкирских композиторов в статье рассматриваются семантические единицы национального стиля, которые становятся своего рода «путеводителями» в процессе постижения содержания музыкального произведения, что может помочь педагогу при работе в классе фортепиано.

Ключевые слова

музыкальная семантика, интонационная лексика башкирского фольклора, башкирская фортепианная музыка, национальный стиль