УДК 070
DOI: 10.36871/hon.202304107

Авторы

Марина Вениаминовна Смирнова,
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 190068, Российская Федерация, Санкт-Петербург; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Российская Федерация, Санкт-Петербург
Хань Цин,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Российская Федерация, Санкт-Петербург

Аннотация

В основу статьи положено рассмотрение книги замечательного и исключительно популярного во второй половине ХХ столетия музыковеда С. М. Хентовой, которая, будучи ученицей Л. Н. Оборина, является представителем школы легендарного пианиста К. Н. Игумнова. Оборин продолжил традиции своего учителя и как исполнитель, и как педагог. Из его класса вышли не только крупные пианисты, но также замечательные педагоги, концертмейстеры. Учениками Оборина являются такие известные российские музыковеды, как В. Дельсон, Г. Цыпин, которые внести немалый вклад в становление российского исполнительского музыкознания. Хентова является на сегодняшний день единственным биографом своего учителя, внесшего немалый вклад в становление отечественного пианизма. Оборин обрел широкую известность после триумфальной победы на Первом Международном конкурсе им. Шопена. В тридцатые годы это имело не только художественный, но и политический резонанс. В книге Хентовой анализируется целый ряд основополагающих для становления исполнительского стиля Оборина моментов. Исследуется процесс творческого пути пианиста в контексте социокультурных установок эпохи. Затрагивается проблема эволюции эстетического восприятия слушательской аудитории. Рассматривается влияние, которое оказала школа Игумнова на формирование творческих установок Оборина как интерпретатора фортепианной музыки Л. Бетховена, П. Чайковского, Ф. Шопена, С. Прокофьева и др., а также педагогические принципы музыканта. В настоящей статье все названные моменты оцениваются с позиций современного научного знания.

Ключевые слова

К. Н. Игумнов, Л. Н. Оборин, музыка, школа, композитор, исполнитель, слушатель, фортепианное искусство, пианистический стиль, интерпретация