УДК 78.021
DOI: 10.36871/hon.202304125

Авторы

Алиса Валерьевна Насибулина,
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 125009, Российская Федерация, Москва; Российский национальный музей музыки, 125047, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена индивидуальному додекафонному методу Юрия Сергеевича Каспарова (р. 1955) — российского композитора и педагога, профессора Московской консерватории. Додекафония вписывается в эстетические взгляды композитора, получившего специальность инженера в Московском энергетическом институте. Большая часть сочинений Каспарова написана в додекафонной технике. В XXI веке складывается додекафонный метод композитора, который заключается в использовании серии и ее мутаций и ротаций. В сочинениях Каспарова число серийных рядов дорастает до 1200 вариантов, которые автор называет «близкими родственницами» основной серии. Серия перестает оказывать значительное влияние на интонационный облик сочинения, а иногда ее основной вид не появляется в сочинении совсем. Несмотря на это Каспаров внимательно подходит к сочинению серии. Его серии мелодичны и красивы, часто содержат трезвучия и секвенции. Додекафонную технику Каспарова можно отнести к постдодекафонии, или серийной технике II ступени. Свободное обращение с додекафонией характеризует творчество композиторов-участников объединения АСМ-2, к которому принадлежит и Каспаров. На примере «Эпитафии памяти Альбана Берга» (1988) и «Шенберг-пространства» (1993) в статье рассматривается диалог Каспарова с классической додекафонией. Представляя оммажи нововенским классикам, Каспаров сохраняет свой индивидуальный стиль и применяет собственный додекафонный метод.

Ключевые слова

Юрий Каспаров, додекафония, постдодекафония, авангард, поставангард, Альбан Берг, Арнольд Шенберг