УДК 782
DOI: 10.36871/hon.202304136
Авторы
Алла Александровна Баева,
Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 125009, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Цель статьи — привлечь внимание к современной опере, ее многостороннему изучению в вузовских курсах. В этом плане оперное наследие отечественных композиторов последних десятилетий ХХ века представляет собой значительное художественное явление. Обратим внимание на безусловно важный момент: поиски новых форм синтеза на музыкально-театральной сцене не являются для отечественных мастеров самоцелью, а скорее возможностью воплощения посредством избираемых ими художественных прообразов актуальных тем-идей. При этом одной из характерных тенденций конца минувшего столетия становится своеобразное погружение оперы в собственное историческое прошлое, что способствует раскрытию глубинных свойств ее жанровых составляющих. Назовем лишь некоторые сочинения, оказавшиеся как в центре внимания режиссеров, дирижеров, музыкантов-исполнителей, так и исследователей. Это «Мария Стюарт» и «Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского, его же «Гамлет». Это «Тиль Уленшпигель» и «Мистерия апостола Павла» Н. Каретникова, «Лолита» Р. Щедрина и «Пена дней» Э. Денисова. Это «Пророк» и «Молодой Давид» В. Кобекина. Это «Антигона» В. Лобанова и «Когда время выходит из берегов» В. Тарнопольского. На примере масштабных опусов Н. Н. Каретникова «Тиль Уленшпигель» и «Мистерия апостола Павла» в данной статье раскрываются современные принципы музыкально-театральной драматургии, черты жанрообразования.
Ключевые слова
современная отечественная опера, образовательный проект, Н. Н. Каретников, «Тиль Уленшпигель», «Мистерия апостола Павла»