УДК 78.082
DOI: 10.36871/hon.202304142
Авторы
Инесса Федоровна Двужильная,
Гродненский государственный музыкальный колледж, 230026, Республика Беларусь, Гродно; Белорусская государственная академия музыки, 220030, Республика Беларусь, Минск
Аннотация
В диалоге композитора со слушателем значимую роль играют музыкальные образы, несущие информацию о смысловых кодах произведений. Получить ее легче в музыке, связанной со словом. Для помощи слушателю в выборе адекватного вектора восприятия нередко автор дает название и инструментальным произведениям. В статье в научный контекст впервые вводится программная пятичастная «Шоа-симфония» современного московского композитора М. Броннера (род. в 1952 году), в которой отражается тема Холокоста. В творческом наследии композитора, работающего в разных жанрах, треть сочинений связаны с образами сакральных текстов Ветхого Завета, что обусловлено национальной идентификацией автора музыки и важностью для него темы Холокоста (Шоа). Оригинальность «Шоа-симфонии» М. Броннера заключена не только в ее программности (I Колыбельная; II Хор детских душ; III Свитки из пепла; VI Мой народ; V Псалом), но и в наличии произведения-спутника 2014 года в жанре оратории. Авторское либретто оратории позволяет выявить смысловые акценты благодаря закреплению за музыкальными темами вербального текста, в том числе песен на идиш, фрагментов кадиша. Открытие смысловых кодов «Шоа-симфонии» Михаила Броннера будет способствовать расширению слушательской аудитории.
Ключевые слова
мемориализация Холокоста в музыкальном искусстве, Михаил Броннер, «Шоа-симфония», «Свитки из пепла»