УДК 78.087.64:82-94+130.2
DOI: 10.36871/hon.202304151
Авторы
Наталья Леонидовна Сокольвяк,
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, 455036, Российская Федерация, Магнитогорск
Аннотация
Статья посвящена одному из ярчайших явлений отечественной инструментальной музыки XIX–XX столетий ― струнному квартету, чья история становления и развития в России насчитывает более 200 лет. Благодаря устойчивой национальной традиции тесного взаимодействия творчества и исполнительства квартет приобрел статус одного из самых жизнеспособных жанров камерно-инструментальной музыки. В качестве основного материала исследования выбрано и проанализировано литературное и эпистолярное наследие крупнейших отечественных композиторов и исполнителей, в творчестве которых квартету отводилось центральное место. Литературные произведения, критические статьи и заметки, воспоминания и письма выступили достоверным информационным источником, где нашли отражение проблемы художественно-эстетической роли квартета в русской музыкальной культуре на различных исторических этапах, вопросы образного содержания квартетных произведений, некоторые аспекты их сценического воплощения. В заключении автор пришел к выводу, что мысли творцов и исполнителей, выраженные «от первого лица», не только позволяют погрузиться в исторический контекст создания произведения, понять глубину его содержания и специфику исполнения, но и служат фундаментом при создании адекватной авторскому замыслу исполнительской интерпретации и продолжения богатейших отечественных традиций квартетного искусства.
Ключевые слова
струнный квартет, квартетное творчество, квартетное исполнительство, литературное наследие русских композиторов, исполнительская мысль