УДК 782
DOI: 10.36871/hon.202304158

Авторы

Гульназ Салаватовна Галина,
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, 450008, Российская Федерация, Уфа

Аннотация

В статье рассматриваются оперные сочинения Салавата Низаметдинова с точки зрения родовых признаков жанра. В более широком плане — как новое социокультурное явление в башкирском национальном искусстве, привнесшее на рубеже веков новые черты в сложившуюся структуру оперного жанра. На примерах конкретных сочинений отмечаются индивидуальные и общие особенности его творчества, сознательно ориентированные на современные тенденции в развитии оперного театра: камерность, воплощение черт монооперы, дуо-оперы, оперы-баллады, оперы-притчи, оперы-хроники. Тематика его опер, идущая вразрез с предшествующим этапом в развитии жанра, как и отход от норм национального языка в концентрированном виде отражает главную идею всего творчества композитора — актуализацию морально-нравственных проблем современного общества, что является новым словом в башкирском музыкальном искусстве. По отношению к операм предшественников — классиков национальной музыки Загира Исмагилова и Хусаина Ахметова, ориентировавшихся на традиции «могучей кучки» в русской музыке, новые тенденции образуют некий феномен, определяемый автором как способ обновить оперу не только за счет средств, сложившихся в самом музыкальном театре, но и благодаря соприкосновению с другими неакадемическими жанрами. Автор делает вывод о том, что тенденция к жанровому и стилистическому миксту — генеральная идея всей башкирской профессиональной музыки на современном этапе.

Ключевые слова

башкирская национальная опера, Салават Низаметдинов, опера-баллада, опера-притча, опера-хроника