УДК 782
DOI: 10.36871/hon.202304164
Авторы
Лилиана Леонидовна Сатдарова,
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, 109147, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена Р. М. Глиэру — известному композитору XX века. Одной из малоисследованных страниц его творчества является музыка для драматического театра, над которой он периодически работал на протяжении жизни (1905–1956). На данный момент известно о 15 партитурах, многие потеряны. Глиэр долгое время плодотворно сотрудничал с Вл. И. Немировичем-Данченко и музыкальной студией при МХАТе. Революционной и особенно успешной была их первая совместная работа над пьесой Аристофана «Лизистрата». Нотный материал практически не сохранился, составить представление о произведении по сохранившимся наброскам трудно. Косвенные свидетельства мастерской работы Глиэра находятся в изданных письмах Вл. И. Немировича-Данченко и О. С. Бокшанской. Данная постановка высоко оценена в работах, посвященных истории театра, но музыке там практически не уделяется внимания. Интересна судьба пьесы «Лизистрата» Аристофана в России: издания, переводы, неоднократные попытки сценического воплощения, в том числе, в недалеком прошлом. В статье приводится ряд объяснений подобной популярности «Лизистраты». Постановка Вл. И. Немировича-Данченко является одной из самых лучших, тем удивительнее тот факт, что вклад Глиэра в развитие драматического театра недооценен, и пример «Лизистраты» особенно показателен.
Ключевые слова
Р. М. Глиэр, Вл. И. Немирович-Данченко, Аристофан, Лизистрата, театральная музыка