УДК 784
DOI: 10.36871/ hon.202304013
Авторы
Чжан Мэнвэнь,
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 125009, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена влиянию русской певческой школы на формирование профессиональных навыков одной из выдающихся китайских оперных певиц современности — Го Шучжень, чьим педагогом в годы обучения в СССР была российская оперная и камерная певица, профессор Московской консерватории Елена Климентьевна Катульская. Изученные материалы личного дела китайской певицы из Архива МГК им. П. И. Чайковского содержат новые, неизвестные в Китае сведения о годах ее обучения на вокальном факультете Московской консерватории. Особенно показательно заключение профессора Е. Катульской, сделанное ею во время поступления Го Шучжень на вокальный факультет Московской консерватории в 1953 году, где она говорит о красоте голоса и тембра абитуриентки, ее музыкальности, выразительном пении и прекрасной дикции, отмечая при этом неоформленность верхнего регистра. Кратко освещаются этапы оперной, педагогической и концертной практики Е. К. Катульской. При изучении методов преподавания профессора Е. К. Катульской особое внимание уделялось рассмотрению технологических моментов, таких как правильное владение певческим дыханием, работа гортани, а также использование резонаторов голосового аппарата. Кратко представлены основные вопросы теории вокального искусства, которые нашли отражение в статьях Е. К. Катульской «Что такое опора звука?» и «Совершенствовать вокальное мастерство».
Ключевые слова
русская певческая школа, личное дело Го Шучжень, Е. К. Катульская, архив, камерная и оперная певица, педагогика