УДК 781.91
DOI: 10.36871/ hon.202304175

Авторы

Равиль Галимович Рахимов,
Магнитогорская государственная консерватория имени Михаила Ивановича Глинки, 455036, Российская Федерация, Челябинская область, Магнитогорск

Аннотация

Представленная статья посвящена проблемам реконструкции национальных фоноорудий с позиций этноорганологии. В качестве исследовательского объекта взят башкирский аэрофон хорнай, входящий в группу шалмеев кларнетного типа и объединяющий основные конструкционные признаки ориентальной зуммары и славянской жалейки. Хорнай впервые упоминается в 1867 году на Всероссийской этнографической выставке и имеет подробное описание как «Пастушiй рожокъ башкиръ». Коллекция выставки вошла в историю вместе с именем В. А. Дашкова — этнографа и мецената, пожертвовавшего на проект 40 тысяч рублей. О масштабе выставки сегодня можно судить только по публикации 1909 года «Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее, в Москве: с 137 рисунками в тексте и 3 таблицами» [2]. Одна из статей публикации под номером 150, озаглавленная «Пастушiй рожокъ башкиръ», послужила материалом для восстановления «рожка». На основе этого документа в 2003 и 2005 годах уфимские мастера А. Латыпов и Н. Старостин выполнили авторские реконструкции однотростевого и двухтростевого «рожка», а из национальных закличек, мелодий и наигрышей разновидностей кыска-кюй подобрали удобно исполняемый репертуар. Более чем двадцатилетняя апробация в концертных и учебных фольклорных группах показала, что реконструированный хорнай хорошо принимается аудиторией и имеет многочисленных последователей.

Ключевые слова

фоноорудия, аэрофоны, башкирский хорнай, шалмей, реконструкция