УДК 398
DOI: 10.36871/hon.202304182

Авторы

Татьяна Сергеевна Сергеева,
Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, 420015, Российская Федерация, Казань

Аннотация

Статья посвящена проблемам сценического фольклора, его функциональной и стилевой специфике. На примере двух государственных фольклорных ансамблей Республики Татарстан рассматривается результат адаптации фольклора к современной социокультурной ситуации. Оба коллектива занимают свою нишу в культурном процессе, отличаясь определенной автономностью со своей стилевой и художественно-исполнительской спецификой. Их объединяет сохранение, изучение и пропаганда лучших образцов народного творчества, отличает — состав, репертуар, способы использования фольклорного материала, карта гастролей.
Автор приходит к выводу, что сценический фольклор представляет собой яркое, масштабное художественное направление, которое играет огромную роль в пропаганде и популяризации аутентичного (первичного) фольклора. Среди новых форм представления фольклора на сцене и на телевидении выделяются сюжетно-программные концерты и видеоклипы. Хотя сцена модернизирует песенно-танцевальный фольклор в сторону зрелищного шоу (по законам эстрадного искусства), однако ценности этнокультуры сохраняются при установке на стилевую самобытность, ориентированную на этно-идеал, и на реконструкцию традиции во всей ее смысловой и контекстной полноте. Несмотря на разные творческие стратегии ансамблей, они выполняют свои основные функции — просветительскую и популяризаторскую.

Ключевые слова

сценический фольклор, государственный ансамбль фольклорной музыки Республики Татарстан, государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»