УДК 398
DOI: 10.36871/ hon.202304189
Авторы
Дин Жань,
Российская государственная специализированная академия искусств, 121165, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Актуальность предлагаемой статьи обусловлена значимостью даосизма — явления, мало изученного в китайском и российском музыковедении, и влиянием его идей на культуру и музыкальное искусство Китая. Заполнение этого пробела представляется важным, поскольку всестороннее постижение музыкальной и вокально-исполнительской культуры Китая не может быть полным без должного понимания специфики даосской музыки и ее влияния на все последующее развитие китайского искусства. С течением веков и исторических коллизий, когда происходило столкновение противоположных приоритетов, большинство из зафиксированных даосских мелодий терялось и гибло. Изучение частично сохранившегося музыкального наследия даосской культуры позволяет глубже понять культурные и художественные ценности даосизма, а также проследить их влияние на современную музыкальную культуру Китая. Цель исследования состоит в обосновании базы вокальной культуры Китая как музыкальной реализации концепции даосизма. Объект исследования — музыковедческая и исполнительская специфика искусства дао. Предмет исследования — вокальная культура Китая, воспринятая сквозь призму даосских музыкальных традиций. Для достижения поставленных задач было исследовано распространение идей даосизма в сфере философии и искусства; выявлены источники возникновения даосизма; изучены тексты мифов с целью обнаружения фактов, подтверждающих возникновение и значение музыки в жизни древнего китайского общества; осуществлен анализ отдельных музыкальных памятников даосов.
Ключевые слова
философия даосизма, музыка дао, вокальное творчество древнего Китая, песни