УДК 101.1
DOI: 10.36871/hon.202304028

Авторы

Валерий Дмитриевич Диденко,
Государственный университет управления, 109542, Россия, Москва
Наталья Станиславовна Диденко,
Татьяна Владимировна Козлова,
Российская государственная специализированная академия искусств, 121165, Россия, Москва

Аннотация

Статья посвящена проблеме социокультурной и духовной роли искусства, которое отражает противоречия человеческого бытия. Для теоретического осмысления этой темы ставятся следующие задачи. Во-первых, выявляется содержание понятия «гармонизация противоречий», здесь разрабатывается типология способов художественного осмысления противоречий и делается вывод о необходимости теоретических исследований о гармонизирующей функции искусства. Во-вторых, сделана попытка выявить характер и природу противоречий бытия и культуры. Противоречия духовной культуры пропускаются через художественное сознание как противоречия личности и действительности. Осмысление на новом уровне способов и механизмов перевода универсально-всеобщих духовных ценностей человечества в субъективно-личностный мир отдельного человека является, по мнению авторов, актуальной задачей современной гуманитарной науки и культуры. Искусство с его свойством универсализации индивидуальной жизни человека и индивидуализации социокультурных ценностей и идеалов занимает в этом процессе особое место. Противоположности универсализации и индивидуализации как способов снятия противоречий между внутренней духовной жизнью человека и социокультурной действительностью сходятся в искусстве, когда субъект (художник и реципиент) проживают явления как свою собственную жизнь и тем самым поднимаются до универсально-всеобщего бытия.

Ключевые слова

гармонизация противоречий, искусство, художественное мышление, художественная практика, духовно-психологические процессы, социокультурная действительность