УДК 792.82-05
DOI: 10.36871/hon.202304053

Авторы

Ольга Александровна Урванцева,
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, 455036, Российская Федерация, Магнитогорск

Аннотация

В статье рассматривается роль имения «Ивановка» в творческой жизни Рахманинова в качестве «дворянского гнезда», с особой пространственно-временной организацией жизнедеятельности и с особым стилем семейных отношений. Подобный уклад жизни и быта в родовых имениях дворян, описанный в романах классиков русской литературы, в филологии получил название «усадебный топос». В статье, нацеленной на выяснение структуры и содержания понятия «усадебный топос» применительно к творчеству Рахманинова, решаются задачи, во-первых, определения ценностного, смыслового и психологического статуса Ивановки в жизни композитора, во-вторых, выявления значения Дома и Сада как важнейшего элемента усадьбы и как источника вдохновения для творчества. Еще одной из задач стало выделение идиллической и элегической составляющих в структуре «усадебного топоса», а также выявление устойчивого инвариантного комплекса выразительных средств для их воплощения в романсах Рахманинова. На основе анализа романсов «Здесь хорошо», «Островок», «Сирень», «Сон», «Утро», «Эти летние ночи» делается вывод о дифференциации выразительных средств в сфере идиллического модуса, обусловленной преобладанием изобразительных или созерцательных мотивов в образной структуре произведения, а также о присутствии личностного (авторского) отношения в сочинениях элегического модуса.

Ключевые слова

С. В. Рахманинов, Ивановка, «усадебный топос», романсы Рахманинова, идиллический модус