УДК 781.4:782.9
DOI: 10.36871/hon.202304061

Авторы

Гульназ Салаватовна Галина,
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, 450008, Российская Федерация, Уфа

Аннотация

Данный аспект проблемы неизменно возникает в связи с выработкой профессионального музыкального языка — коренной задачи всех монодийных национальных культур, вставших на путь профессионального развития. Специфичность этой задачи определялась в целом пентатоническим складом народной музыки башкир, входящей составной частью в Урало-Поволжскую «пентатонную зону», что требовало от композиторов нахождения адекватных, национально приемлемых способов построения гармонической вертикали. Сначала автор рассматривает предпосылки, сложившиеся в фольклорном исполнительстве, далее — творчество композиторов, искавших пути сочетания модальной гармонии с европейской тональной системой. Отмечены особенности аккордики, способы мелодического модулирования, отличающиеся от классических приемов европейской музыки и утверждающие самодостаточность собственной монодийной культуры. В результате гармонический язык башкирских опер выглядит как самобытное и цельное музыкальное явление.

Ключевые слова

башкирская опера, ангемитонная пентатоника, бурдонное двухголосие, натурально-ладовая гармония