УДК 78.071.1
DOI: 10.36871/hon.202401117

Авторы

Андрей Борисович Ковалев,
Академия хорового искусства имени В. С. Попова, 125565, Москва

Аннотация

Статья посвящена анализу образного содержания и композиции оратории Ю. Б. Шерлинга «Exodus Triada». В этом произведении, название которого апеллирует к книге Ветхого Завета «Исход», поднимается одна из вечных тем в искусстве — тема протеста против насилия, порабощения и уничижения одного народа другим. В статье анализируются словесные тексты, взятые из разных, порой противоположных по своей мировоззренческой направленности источников (цитаты из книг Ветхого Завета и философских трудов Ф. Ницше), роль состава исполнителей (оркестр, хор, солисты), жанрово-стилевые и композиционные особенности оратории. Каждая из трех ее частей имеет свое наименование, относящееся к разным историческим периодам (израильтяне в Египте, первый крестовый поход, нацистская Германия), и самостоятельную программу, мотивирующую отбор словесных текстов, приемов оркестровой и хоровой выразительности. Музыкально-стилистическая основа оратории характеризуется сочетанием фольклорных источников, аллюзий на еврейскую народную музыкальную культуру с авторскими композиционными приемами, опирающимися на опыт западноевропейской музыкальной культуры второй половины XX века (ритмическая интенсивность, речевое пение, алеаторика, глиссандо в хоровых и оркестровых партиях, диссонансность вертикали). Общий вывод — все средства музыкально-художественной выразительности способствуют раскрытию глубоко человечного содержания этого произведения.

Ключевые слова

оратория, Ветхий Завет, Исход, еврейская музыкальная культура, шофар, Ю. Б. Шерлинг