УДК 746.3
DOI: 10.36871/hon.202401164
Авторы
Жанерке Наурызбаевна Шайгозова,
Казахский национальный педагогический университет имени Абая, 050010, Республика Казахстан, Алматы
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты архетипических сюжетов и образов казахской и шире — тюркской культуры, нашедших воплощение в художественной вышивке Казахстана XXI века. В фокусе настоящего исследования творчество: Зейнелхана Мухамеджанулы, Ботагоз Зейнелхан, Калимхан Рахметбайкызы, Гульназым и Айнур Омирзак, которые являются ярчайшими представителями казахстанского этномодерна. Для достижения поставленной цели был выбран комплексный метод, совмещающий исторический и искусствоведческий подходы. В обозначенном контексте важным стало изучение некоторых особенностей сюжетов и образов казахской вышивки, что позволило выявить определенный репертуар излюбленных мотивов традиционных мастериц. Орнаменты, входящие в фонд народного творчества, по-новому и самобытно интерпретируются современными художниками Казахстана. Однако можно с уверенностью сказать, что современные художники не просто продолжают традицию искусства декоративной вышивки, но и укрепляют ее благодаря единению с архетипическими сюжетами и образами. Художники не стремятся к максимально точному «переводу» этих сюжетов и образов в лоно современной визуальной культуры, а представляют их, как и саму технологию старинной вышивки, в качестве одного из новых направлений искусства Казахстана. Таким образом, старинный евразийский тамбурный шов біз кесте — лейтмотив казахской традиционной вышивки — получил новый импульс развития.
Ключевые слова
архетипические сюжеты и образы, художественная вышивка, Казахстан, художники, традиция, инновация