УДК 347.782
DOI: 10.36871/hon.202401050

Авторы

Юлия Александровна Неприятель,
Институт гуманитарных наук Алтайского государственного университета, 656015, Российская Федерация, Барнаул; Алтайский государственный институт культуры, 656015, Российская Федерация, Барнаул

Аннотация

В статье описываются национальные особенности изображения животных в первобытный, языческий и христианский периоды до становления и расцвета классического жанра анималистики в России (XVIII–XIX века). Для достижения цели в дополнение к классическим методам исследования в искусствоведении использовался системный подход, в результате была создана модель исследования и прослежены ее изменения в разные временные периоды. В статье проводится анализ влияния сложного интегрального образования — мировоззрения — на создаваемые и дублируемые из века в век анималистические паттерны. В результате выявлены такие компоненты мировоззрения, как особенности эйдетической памяти первобытного человека, особенности мышления до возникновения письменности, стремление к групповой идентификации, религиозные представления, жизненно-практические познания и системы ценностей, определяемые социальными, этническими и политическими факторами. Анализ изменений изображений животных в отечественном искусстве в период от палеолита до становления христианства выявил, что формы анималистических паттернов тесно связаны с особенностями мировоззрения конкретных людей (социальных групп). В заключении приведены примеры использования анималистических паттернов в современном изобразительном искусстве (на примере искусства Алтая).

Ключевые слова

культура, анималистический жанр, системный подход, паттерн, духовная и материальная культура, животные