УДК 784
DOI: 10.36871/hon.202401079
Авторы
Елена Юрьевна Шарма,
Институт современного искусства, 121309, Российская Федерация, Москва
Аннотация
В статье освещается исполнительское искусство одной из ведущих отечественных камерных певиц первой половины ХХ века Ольги Николаевны Бутомо-Названовой (1888–1960). Наиболее плодотворный период ее творчества приходится на 1918–1928 годы — важный этап в истории становления камерно-вокального искусства в России. И именно Ольга Николаевна играла одну из ключевых ролей в данном процессе. Это подтверждается всей ее творческой деятельностью и тем резонансом в прессе, которую последняя вызывала. Многолетним знаковым аккомпаниатором и единомышленником для О. Н. Бутомо-Названовой был Б. Л. Яворский1 (вместе они выступали более десяти с лишним лет)2, это поставило их артистический союз в один ряд с ведущими камерными ансамблями того времени, ставшими своеобразным символом эпохи. Среди них — Духовская-–Бихтер, Доливо–Мирзоева, Лодий–Голубовская, Дорлиак–Рихтер, отчасти Кошиц–Рахманинов3 и др.
Тем более удивительно, что творческое наследие певицы до сих пор не обратило на себя должного внимания научного сообщества. Между тем «заполнение» подобных пробелов в истории становления жанра позволяет не только составить более детальную картину указанного периода, но и получить объективное представление об эпохе в целом, особенно когда речь идет о таких значимых фигурах в развитии русского камерного вокального искусства, как О. Н. Бутомо-Названова.
Ключевые слова
Ольга Бутомо-Названова, Болеслав Яворский, камерное пение, аккомпаниатор, камерный ансамбль, камерно-вокальное искусство