УДК 78.087.612
DOI: 10.36871/hon.202402102
Авторы
Нгуен Бао Иен,
Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина, Институт «Академия имени Маймонида», 115035, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена описанию тембра голоса сопрано, его художественной семантике. Автор дает определение высокого певческого голоса сопрано. В качестве неотъемлемых свойств голоса выдвигаются техническая беглость и владение кантиленой. Рассматриваются колористические особенности сопрано, репертуар для него, связь голоса с возможными образными интерпретациями и эмоциональной сферой. Кратко обозначена история использования сопрано в операх зарубежных композиторов. Подчеркивается, что колоратурное сопрано типично для европейской оперы, в то время как русские композиторы предпочитают свойства лирического тембра. Отмечается, что вокально-эстетические особенности колоратурного сопрано подходят для воплощения сказочных образов. Зачастую сопрано представляет заглавное действующее лицо оперы, идеальный образ романтической героини. Исполнитель должен в совершенстве владеть техникой пения и в то же время уметь творчески трактовать музыкальное произведение в соответствии с его стилем. Важное значение имеет вербальный текст в опере, так как он влияет на формирование музыкальной ткани и может служить дополнительным средством выразительности. В русском музыкальном искусстве персонажи сопрано представлены ликами прекрасных героинь, существующих в пространстве исторических, эпических, лирических, комедийных, драматических, психологических сюжетов.
Ключевые слова
сопрано, репертуар, опера, исполнительство, вокальная партия, персонаж