УДК 784.5
DOI: 10.36871/hon.202402119
Авторы
Екатерина Васильевна Бериглазова,
Магнитогорская государственная консерватория (академия), 455036, Российская федерация, Магнитогорск
Аннотация
Настоящая статья посвящена исследованию центрального элемента концептосферы оратории В. Н. Салманова «Двенадцать» — концепта «бунтарь». Причиной обращения к его анализу стала не только недостаточная степень изученности оратории в музыковедении, но в большей степени — существующее противоречие между положительной трактовкой образа «двенадцати» (как движущей силы революции) в литературе советского периода и отказом композитору в Ленинской премии, аргументированном комиссией «неоднозначностью» и «несоответствием» революционных образов идеологии времени. В связи со сказанным интересной представляется цель работы — определить содержание концепта «бунтарь», созданного Салмановым. Следовательно, в фокусе внимания оказываются также семантические поля, окружающие ядро данного концепта. Они связаны с изучением национальной идентичности образа «двенадцати», с выявлением в нем человеческого и дьявольского начал. Их исследование позволило максимально приблизиться к пониманию сущности персонажа и его аксиологических ориентиров. Результатом концептного анализа стала реконструкция образа «двенадцати» (ключевого с точки зрения постижения смысла сочинения Салманова), репрезентирующая позицию композитора относительно типичных особенностей личности активных участников трагических событий 1917 года — красногвардейцев.
Ключевые слова
оратория В. Н. Салманова «Двенадцать», концепт «бунтарь», ядро концепта, семантическое поле, двенадцать красногвардейцев