УДК 78.071.1
DOI: 10.36871/hon.202402137
Авторы
Алиса Валерьевна Насибулина,
Российский национальный музей музыки, 125047, Российская Федерация, Москва; Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 125009, Российская Федерация, Москва
Аннотация
В статье рассматривается индивидуальный стиль Юрия Сергеевича Каспарова (р. 1955) — российского композитора и педагога, профессора Московской консерватории. Основная область его творчества — камерно-инструментальная музыка; при этом особое значение имеют сочинения для большого ансамбля солистов. В данный момент Каспаров — автор более 80 камерных партитур разных жанров с участием от одного до 17 исполнителей. Композитор выбирает нестандартные музыкальные составы, которые он чаще формирует заново, а не заимствует из классико-романтического словаря. В творчестве композитора встречаются все распространенные техники западноевропейского авангарда XX века: додекафония, сонорика, алеаторика, электронная и конкретная музыка, перформанс, инструментальный театр, коллаж. И все же Каспаров остается достаточно традиционным композитором, не разрушающим границы музыкального. Его музыка красива, эмоциональна, открыта слушателю. Расхожее понятие «красота» в его творчестве становится оригинальной чертой стиля. В музыке композитора слышны красивые мелодии, продолжительные инструментальные соло. Современную музыку Каспаров делит на сонорику и «музыкальную графику». По мнению композитора, в сонорике главную роль играет тембр, а в музыкальной графике — звуковысотность. Сонорика присутствует в большинстве сочинений композитора, однако сегодня его больше привлекает музыкальная графика — «музыка бесцветная, черно-белая», в которой «важны линии».
Ключевые слова
Юрий Каспаров, авангард, додекафония, сонорика, алеаторика, электроакустическая музыка