УДК 780.6
DOI: 10.36871/hon.202402175

Авторы

Чжэн Янь,
Цицикарский университет, 161006, Китайская Народная республика, провинция Хэйлунзян, Цицикар

Аннотация

Звучание народного китайского инструмента эрху, который принадлежит к древнему струнно-смычковому роду семейства хуцинь, отличает особый тембр звука, напоминающего человеческий голос. В ХХ веке, особенно во второй его половине, китайские композиторы стали охотно включать эрху в состав оркестра с европейскими инструментами и в разного рода ансамбли: эрху — флейта, эрху — арфа, эрху — фортепиано. В прошлом столетии стала складываться традиция создания сольных сочинений для эрху: пьесы для этого инструмента писал слепой музыкант Абин (Хуа Яньцзюнь, 1893–1950). Ему принадлежит одна из самых известных композиций для эрху — «Отражение луны в двух источниках». Эрху не получил широкой известности в мире, хотя к нему обращались такие крупные американские композиторы, как Лу Харрисон (1917–2003), Терри Райли (р.1935), Филип Гласс (р. 1937), китайский композитор Тан Дун (1923–2011). Мало известен этот инструмент и в России: одним из первых к эрху обратился петербургский композитор Виктор Плешак (р. 1946) в вокально-симфоническом триптихе «Дуньхуан — вчера, сегодня, завтра». «Звучание эрху здесь ассоциируется со звучанием шелка — ласковым и шелестящим» [2, 78]. Московский композитор Цзо Чжэньгуань (р. 1945) написал камерную пьесу «Вода в реке» для необычного состава: эрху и вибрафона. Автор статьи поставила своей целью раскрыть предысторию бытования фольклорного источника в искусстве Китая и рассмотреть его новую интерпретацию в композиции Цзо Чжэньгуаня.

Ключевые слова

Цзо Чжэньгуань, эрху и вибрафон, композиция «Вода в реке»