УДК 792.82
DOI: 10.36871/hon.202402207
Авторы
Евгения Олеговна Цветкова,
Российская государственная специализированная академия искусств, 121165, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Модест Петрович Мусоргский, 185-летие со дня рождения которого отмечается в 2024 году, известен как выдающийся оперный композитор, создатель романсов и песен, как автор симфонических сочинений и произведений для фортепиано. В настоящей статье приоткрывается еще одна страница, связанная с творчеством великого мастера, которая обращена к визуальной интерпретации его произведений. К этому, как оказалось, располагают характерные особенности творческого метода композитора, среди которых первое место отводится театральности его художественного мышления. С позиций балетной эстетики запечатление композитором в его произведениях ярко контрастных образов, характеров и положений в их сопоставлении, близкое по своей сути карнавальному мироощущению, является особенно важным. В контексте темы исследования можно говорить и о режиссерском таланте Мусоргского, что проявляется в его склонности к пояснениям, иллюстрирующим эмоциональное состояние персонажа и его действия. Замечания композитора в нотах, как и определения, данные персонажам его произведений в переписке, указывают на то, что музыкальный образ зарождался у композитора одновременно с визуальным. Способность Мусоргского выражать тонкие психологические нюансы, как и умение охарактеризовать внешний облик персонажа — его жесты, походку, специфические движения — не могла пройти незамеченной мимо хореографов. Вследствие этого многие произведения композитора, не предназначенные для балетной сцены, послужили музыкальным текстом для хореографических постановок.
Ключевые слова
М. П. Мусоргский, «Картинки с выставки», театральность, программа, пластическая интерпретация