УДК 781.632
DOI: 10.36871/hon.202402060
Авторы
Виталий Николаевич Сухоруков,
Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, 123001, Российская Федерация, Москва
Аннотация
В статье анализируются способы коммуникации военного дирижера и оркестра в различных ситуациях — во время музыкального обеспечения воинского ритуала, управления сводным оркестром и оркестром в составе сводного, концерта-лекции, плацконцерта, в том числе с участием тамбурмажора. Выявлены четыре вида коммуникации в управлении военным оркестром: художественно-невербальная (выразительные движения дирижера), технически-невербальная (специальные технические жесты военного дирижера, выполняющие функции команд — начало или окончание игры или движения оркестра), художественно-вербальная (вступительное слово дирижера и иное вербальное общение с публикой), технически-вербальная (словесные команды военного дирижера). Представлены модели коммуникации в деятельности военного дирижера и описаны их особенности: линеарность, иерархичность и однонаправленность вербального канала коммуникации в музыкальном обеспечении воинского ритуала вследствие субординации между его участниками; опосредованная художественно-невербальная коммуникация и несовпадение сообщения и обратной связи по видам текстов в управлении сводным оркестром; независимые субсистемы «дирижер — оркестр» и «дирижер — зрители — слушатели» в концерте-лекции; синтез художественно-невербальной и технически-невербальной коммуникации в плац-концерте; переменные элементы коммуникации в случае участия в управлении оркестром тамбурмажора.
Ключевые слова
военный оркестр, художественно-невербальная коммуникация, технически-невербальная коммуникация, художественно-вербальная коммуникация, технически-вербальная коммуникация