УДК 78.071.1
DOI: 10.36871/hon.202403006
Авторы
Анатолий Константинович Санько,
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского 125009, Российская Федерация, Москва
Аннотация
В статье впервые раскрываются основные исторические этапы становления российской композиторской педагогики. Освещен вклад первых консерваторий России в Петербурге и Москве в развитие музыкального образования. Сделан системный анализ российских учебников по композиции М. Ф. Гнесина, О. А. Евлахова, Е. И. Месснера, С. М. Слонимского и даны сравнения с «Основами музыкальной композиции» Арнольда Шенберга. Рассмотрен вклад в воспитание творческой молодежи одного из ведущих педагогов-мастеров, профессора Московской консерватории Евгения Кирилловича Голубева (1910– 1988) — ученика и последователя Н. Я. Мясковского. Приведены воспоминания Голубева из его дневниковых «Алогизмов», раскрывающие эстетические взгляды композитора и сущность его педагогического метода. Выполнен анализ стилистических особенностей методов композиции учеников Голубева, среди которых Г. Шантырь, Т. Николаева, А. Холминов, А. Эшпай, Т. Кулиев, Г. Григорян, А. Шнитке, А. Исакова, К. Баташов, И. Красильников, А. Головин, А. Кобляков, Ю. Воронцов и многие другие. Е. К. Голубев, развивая традиции своих великих предшественников — Римского-Корсакова, Мясковского, Танеева, Прокофьева и др., — создал одну из самых значительных композиторских школ в России. Традиции его школы прорастают в новых поколениях музыкантов.
Ключевые слова
российская композиторская педагогика, Е. К. Голубев, Н. А. РимскийКорсаков, С. И. Танеев, Н. Я. Мясковский, М. Ф. Гнесин, Е. И. Месснер