УДК 782
DOI: 10.36871/hon.202403083
Авторы
Алла Александровна Баева,
Российский институт театрального искусства — ГИТИС 125009, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья обращена к музыкально-театральным произведениям И. Ф. Стравинского и Н. А. Римского-Корсакова — «Соловью» и «Золотому петушку». Примечательна «встреча» последней оперы Римского-Корсакова и первого музыкально-сценического опуса его младшего современника 26 мая 1914 года в парижском театре Шатле в рамках «Русских сезонов» С. Дягилева. Поиск актуальных для эпохи модерн синтетических художественных форм — то, к чему стремился знаменитый импресарио и его единомышленники, обусловил постановку в виде балета с пением не только «Золотого петушка», но и «Соловья», композиция которого уже изначально задумывалась Стравинским как оперно-балетная. В показанных в один вечер спектаклях вокально-инструментальный план действия дополнялся танцевально-пластическим, образуя выразительный звукозрительный контрапункт слышимого-видимого. В насыщенной колоритными деталями режиссуре А. Бенуа и хореографии М. Фокина, живописно-декоративном оформлении Н. Гончаровой в «Золотом петушке», равно как и в решении «Соловья» А. Саниным — А. Бенуа — Б. Романовым, подчеркивалась условность сценической формы красочного фантастического зрелища. В статье затрагиваются вопросы, касающиеся некоторого сходства-различия при воплощении композиторами оригинальной картины сказочного мира, рассматривается художественно-содержательный потенциал обоих произведений, их драматургически-стилевые особенности, трактовка литературных прообразов. «Золотой петушок» и «Соловей» побуждают также к размышлениям об эволюции оперы-сказки в творчестве Римского-Корсакова, об особенностях формирования творческого дарования Стравинского.
Ключевые слова
«Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Соловей» Стравинского, «Русские сезоны» Дягилева, опера-балет, жанрово-драматургический синтез