УДК 785
DOI: 10.36871/hon.202403041
Авторы
Ирина Васильевна Алексеева,
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова 450008, Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфа
Аннотация
Духовный опыт прошлого играет огромную роль в жизни и творчестве человека. Его постижение осуществляется сквозь призму настоящего, образуя дихотомию памяти и забвения. В статье рассматриваются инструментальные опусы композиторов конца XX – начала XXI века, главной темой которых является стремление воплотить уникальную способность художника выстраивать концепцию посредством заимствования «чужого слова». Оригинальные подходы композиторов во многом обусловлены эстетикой пости метамодернизма, провозглашающей быстрое присвоение и смешение в одном сочинении традиций и стилей, интра- и экстрамузыкальных компонентов, в роли которых выступает музыка, слово, живопись. Авторов-постмодернистов привлекает способность в воспоминании пересекать границу настоящего и прошлого, объединять реальный и сакральный миры, сталкивать светское и духовное, высокое и низкое. В статье осуществлена попытка систематизации сочинений композиторов с заимствованиями из близкого и далекого прошлого посредством теории музыкального текста, разработанной отечественными музыковедами. В этом ключе рассматриваются уникальные образцы инструментальной музыки светского и духовного содержания с цитированием и без него наших соотечественников и современников. Особое внимание уделяется постижению причин обращения композиторов к артефактам прошлого, а также обновления принципов и форм межтекстового взаимодействия на пути создания оригинального художественного мира сочинения. Автор ставит вопросы, касающиеся перспектив изучения проблемы диалога современных сочинений с прошлым. Статья адресована музыкантам профессионалам, аспирантам и специалистам в области музыкознания.
Ключевые слова
прошлое, память, пост- и метамодернизм, интертекст, заимствования, методы работы с «чужим словом»