УДК 78.071.1
DOI: 10.36871/hon.202403053

Авторы

Дарья Алексеевна Барабанова,
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского 125009, Москва

Аннотация

Чарлз Айвз (1874–1954) — выдающийся американский композитор, органист, пианист, лауреат Пулитцеровской премии, один из родоначальников американской национальной музыки. В контексте традиционной музыки фортепианный стиль Айвза приобретает свежесть и инновационность благодаря использованию современных техник письма. На примере «Трех четвертитоновых пьес для фортепиано» (1925) в статье прослеживается, как именно в творчестве Айвза отразились традиционные и новаторские черты композиции. В анализируемых пьесах была применена новая техника четвертитонового письма, основанная на микротоновых и микрохроматических интервалах, изучением которых в России занимались И. А. Вышнеградский и Н. Б. Обухов. Помимо инновационных методов в произведении используются типичные черты музыкального языка Айвза, такие как симметричные эпизоды, палиндромы, целотоновые лады, а также цитирование американских и французских гимнов и патриотических песен. В качестве материала для публикации использована статья композитора «Некоторые четвертитоновые впечатления», которая впервые была опубликована в марте 1925 года в журнале Франко-американского музыкального общества. Статья Айвза, ранее не публиковавшаяся на русском языке, является важным документом, в котором композитор дает теоретическое обоснование своей новаторской четвертитоновой системы.

Ключевые слова

Чарлз Айвз, американская музыка, современная композиторская техника, музыка ХХ века, новаторство, исполнительство, микрохроматика, четвертитоновое письмо