УДК:378

DOI: http://dx.doi.org/10.36871/2306_8329_2024_94_2_66.

Авторы

Чжан Цзышу,
аспирант кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э.Б. Абдуллина, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена современной реформой китайского образования, направленной на разработку и внедрение
его национально-ориентированной модели. Аналогичное реформирование происходит в настоящее время и в российском высшем образовании, вышедшем недавно из Болонского процесса. Процесс реформирования распространяется и на профессиональную подготовку студентов, обучающихся по направлению «Академический вокал», где необходимо преодолеть доминирование западноевропейских традиций и существенно повысить роль национальной музыкальной культуры.
Цель – осветить научные источники, которые положены в основу разрабатываемой в настоящее время авторской методической системы обучения студентов выразительному исполнению китайских народных песен в классе академического вокала.
Методики и методы исследования. В процессе подготовки статьи использован метод анализа научных публикаций (монографий, материалов научных конференций, сборников научных статей), а также диссертаций по проблемам вокального образования в Китае и России. Автор опирался на российскую Концепцию развития этнокультурного образования, анализировал труды в области этнокультурной и этнохудожественной педагогики, выявлял этнокультурные контексты образовательных программ и методических пособий, разработанных российскими и китайскими педагогами-вокалистами. При разработке авторской методической использована методика педагогического проектирования образовательных систем.
Результаты. В результате исследования раскрыты теоретические и научно-методические источники разработки экспериментальной методической системы обучения студентов выразительному исполнению китайских народных песен в процессе обучения их академическому вокалу в Цзилиньском педагогическом университете (КНР). Данная система состоит из соответствующего модуля программы курса «Вокал» и его учебно-методического обеспечения.
Научная новизна. Выдвинута и научно обоснована необходимость повышения роли китайских народных песен в содержании профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Академический вокал»; выявлен круг современных научных источников, которые могут быть применены при педагогическом проектировании методической системы обучения студентов выразительному исполнению китайских народных песен в классе академического вокала.
Практическая значимость. Результаты анализа современных научных источников могут быть использованы для дальнейших исследований развития этнокультурной и этнохудожественной направленности профессиональной вокальной подготовки студентов по направлению «Академический вокал».

Ключевые слова

вокальное искусство, вокальная педагогика, китайские народные песни, академический вокал, выразительное исполнение, методическая система.